В Японии продолжается рост числа анимационных студий, объявляющих о банкротстве или закрытии, — это уже третий год подряд, когда отрасль сталкивается с таким кризисом. Согласно данным Teikoku Data Bank, за первые девять месяцев 2025 года две студии обанкротились, а шесть прекратили или приостановили деятельность, что сопоставимо с рекордными показателями 2018 года (когда подобных случаев было всего около 16). Аналитики отмечают, что реальные цифры могут быть выше, если учитывать мелкие субподрядные компании и фрилансеров. Несмотря на рекордный рост рынка, индустрия столкнулась с нехваткой кадров и снижением прибыли.
Увеличение сроков производства и подорожание зарубежного аутсорсинга из-за ослабления иены привели к снижению прибыли и росту выгорания среди сотрудников. Teikoku Data Bank подчеркивает, что ситуация требует срочных мер. Несмотря на усилия правительства и крупных издателей по улучшению условий труда, японской анимационной индустрии необходимы реформы в области подготовки кадров и управления производством, иначе тенденция к закрытию студий продолжится. Стоит отметить, что банкротства и закрытия компаний за последние несколько лет коснулись не только студий, занимавшихся второстепенным производством аниме, но и так называемых основных и валовых подрядчиков (студий, способных полностью завершить аниме-проекты собственными силами). Примерно половина компаний, занимающихся производством аниме, покинувших рынок за последние пять лет, были основными или валовыми студиями, такими как Ekachi Epilka, Cloud Hearts и Studio5.
Парадоксально, но это происходит несмотря на то, что рынок аниме достиг рекордных темпов роста в 2024 году. Основная причина, по-видимому, заключается в острой нехватке рабочей силы в Японии, которая привела к тому, что Teikoku называет «бесприбыльным бумом» среди продюсерских компаний. С ростом числа выпускаемых аниме-фильмов студии столкнулись с резким ростом заказов на проекты, которые превышают их возможности. В качестве решения некоторые компании вынуждены продлевать сроки производства (и, следовательно, увеличивать затраты на рабочую силу), что снижает их рентабельность.
Ситуация усугубляется тем, что, по словам профессионалов отрасли, практика «дешевого» аутсорсинга анимации у зарубежных студий с последующим привлечением местных специалистов для «исправления» некачественной работы привела к профессиональному выгоранию и увольнению ключевых режиссеров анимации, создав своего рода порочный круг. Хотя крупные издательства и само японское правительство предпринимают ряд инициатив по улучшению условий труда и распределения доходов в отрасли, Teikoku Data Bank отмечает, что компаниям, производящим аниме, необходимы срочные меры для восстановления, особенно в области обучения персонала.
Комментарии
Твой комментарий

@Tre kjerne, Мамаша, успокойтесь@Са-чан,@Tre kjerne@MrZol,@kanadakarato, у Гибли все аниме одинаковые, ничего нового.@MrZol@Са-чан@MrZol, да, мне они приедаются.@MrZol@Са-чан, С женой и детьми смотри. Гибли и диснеевский ренессанс мастхев для группового просмотра.@Са-чан@MrZol, снова в бан хочешь троль?@MrZol@Tre kjerne,@Tre kjerne@MrZol, так женщин тут и нет. Так что ты в очередной раз обосрался и перешёл на личности. А ещё подтвердил что ты Женаненавистник.@MrZol@Tre kjerne,Какая интересная логика выходит. Женщин нет, но я перешел на личности с тобой, следовательно женоненавистник. Не знаю, что и сказать.
@Tre kjerne@kost12000@kolisya,Наслаждаешься "высокоинтеллектуальной беседой"?)
@kolisya@kost12000, в темах дня, про фирмы тут диалоги, думала, а тут какие-то разборки@kost12000@kolisya,Ну есть два вида деятельности обычно только: срачи и полит.
@kolisya@MrZol, мда чел... Строить логические цепочки это не твоё.@kost12000, не, ну бывает и обсуждение просто)Или для тебя обсуждение = первый вариант? х)
@MrZol@ksarrus, ой не факт, крупные студии после завершения кризиса имеют свойство возвращаться к проходняку, тот же санрайз вспомним с его творчеством девяностых и поделиями десятых-двадцатых. А вот мелкие иногда ещё не выгорели и продолжают именно творить, а не просто работать за зарплату.Конечно мэдов и бонсов ни в коем случае не хотелось бы потерять, но потерять триггер или C2C тоже не хотелось бы. С другой стороны и среди крупняка имеются давным-давно себя исчерпавшие, вроде уже упомянутых санрайзов или стаффов. От их исчезновения аниме только выиграет.
@MrZol, я учту, спасибо.@hot rain, без разницы сколько там маппа продала через свой инет магазин, потому что такие штуки обычно более нишевые и продажи там естественно меньше, чем на условном амазоне