Сюжет
9
Великолепно
Персонажи
7
Хорошо
Рисовка
8
Отлично
Итоговая оценка
8
Отлично
Третьего дня от Нового Года, по совету проверенных камрадов, начал чтение Клеймор, манги Норихиро Яги. Сразу скажу, впечатления очень неоднозначны и разнятся на протяжении всего континуума — от смакования психологизма драмы героев до горечи кривого повествования. В общем, есть о чём поговорить.

А поговорить, в первую очередь, хотелось бы о референсах. Я с самого первого момента стал замечать, что в манге очень много знакомых мне мотивов, которые явно не являются совпадениями. Ну, взять ту же концепцию Клеймор как дев-воительниц, которые за деньги борются со всякими порождениями магии и хтонической тьмы этого угрюмого мира, которые, вдобавок, сами с детства (

Во вторых, опля, это то, что, наверное, уже давно не является секретом. Мангака очень любит творчество Кентаро Миуры. Это видно в вооружении девиц, это видно в гримдарковой атмосфере мира, полного чудовищ, видно в дизайне обложек и, ####ь в #####ых, ###уй, гигантах, ####, как же ###уй ###ть тут много гигантов, и такие, ###ть, и сякие, ####ец, гигант на гиганте сидит и гигантом погоняет. Огромные людоеды, способные принимать человеческую форму - как же много общего вдруг оказывается между Пробудившимися и Апостолами, Посмотрите на Исли, он реально был срисован с того апостола-лучника Ирвина. Да уж, тут так много Миуры, не хватает только 3000-летнего хиатуса и анального изнасилования в детстве для полного погружения в атмосферу. Может, именно поэтому мне особо кайфово было читать мангу под произведения Сусумы Хирасавы, После этого только попробуйте сказать, что это не Берсерк. Серьёзно, гигантомания действительно не лечится. Даже странно, что я тут Берсерка не видел до появления этих гигантов, ношение несуразно огромных двуручных мечей должно быть звоночком. Причём, как и в Берсерке, сначала гиганты представляют невероятную угрозу, а потом их там хоть допой жуй и кроши. И это только экстерьер, о сюжетных параллелях ещё поговорим.

Также тут наблюдается влияние Паразита, касательно природы йом и Пробудившихся. Во-первых, йомы являются, собственно, паразитами мозга человека, меняя тем самым его поведение и тело. Клеймор создают, помещая в выпотрошенные тела девочек органы этих заражённых людей, тем самым позволяя им брать контроль над этими силами и позволяя ощущать и использовать энергию йоки, благодаря которой всё чудо и происходит. Когда паразитическая часть их тела берёт контроль над мозгом, Клеймор превращаются в Пробудившихся. То есть речь идёт о чём-то совсем инопланетном, что относится к человечеству не более, как к пищевому субстрату. Во-вторых, сила, получаемая с паразитом, также означает окончательную потерю человечности. Если бы ещё развили тему взаимоотношения паразитов с человечеством, в самом деле.

Но более всего я нашёл ну совсем подозрительную и неслучайную параллель со Страной самоцветов. Там тоже девичье боевое братство, там тоже можно присоединять потерянные конечности и получать суперсилы, присоединяя чужие конечности, и главная героиня там тоже самая слабая в команде, которая сначала мешается под ногами, а потом как возьмёт и всем пиздов раздаёт. Также прилагаются сожаления о потерях и бунд в их организации. Это, конечно, скорее уже больше о влиянии самого Клеймора на более поздние работы других авторов, но всё равно было приятно. Мне очень нравится, что в этой манге сочетаются и находят своё место мои самые любимые тайтлы. Мне это очень импонирует.
Заключить часть с референсами я бы хотел именами воительниц, которые сплошь европейские — Клэр, Кларисса (

Если говорить о мире манги, то это жуткое место. Жуткая паранойя, которая преследует каждого жителя деревни, ведь каждую неделю находят по нескольку трупов, и никто не знает точно, что убийца не может оказаться вашим родителем, или ребёнком, с котором вы живёте под одной крышей. Можно заказать Клеймор, но это не гарантирует того, что йома не объявится вновь. Да и без йом жить стало отнюдь не легче, ведь и без всяких чудищ найдутся разбойники и головорезы, по вине которых Тереза и попала в передрягу. Также жестокосердны и простые люди, которые от страха прогнали осиротевшего Лаки, а также на месяц замуровали Присциллу в компании с трупами свои родственников. В обыденной, вашей жизни, вероятнее всего вас убьёт ни страшный волк, ни голодный медведь, даже ни грозный гусь, а ваш, например, сосед-алкаш, откинувшийся с кичи совсем недавно, или он же за рулём своей шахи, или случайный прохожий, которым вы просто не понравитесь по многим причинам, или даже без, просто по-приколу завалить кого-то, развлечься. Поэтому Геральт носит два меча - один для гулей, другой для людей (

Основной проблемой создания Клеймор является их природа. Телом они йомы, сердцем и разумом же остаются такими же людьми, с человеческими чувствами, переживаниями и воспоминаниями. Самое страшное, что ждёт Клеймор это потеря их человечности в результате Пробуждения, ведь они полукровки и только благодаря человеческой природе они ещё не стали инфернальными людоедам. Для многих из них это является больной темой, ведь часто они попадали в Организацию осиротевшими, когда всех их родных заживо пожирали йомы. Кто-то из Клеймор впоследствии становилась воительницей оборонительного типа, получая абилки к усиленной регенерации и чувствительности к ауре йоки, кто-то, атакующего типа, превосходно фехтует клеймором, но все они едины в одном - нужно убивать йом, ведь им есть за что. Все они являются жертвами эксперимента - при жизни заживо выпотрошенные и заполненные ненавистными ими потрохами. Прошу также учесть, что Организация, по факту, сама травила йом и Пробудившихся на людей. Конфликт человеческой и чужой, паразитической природы - это жизнь Клеймор на острие бритвы, причём человеческая природа представляет собой хрупкое состояние, разрушение которой оборачивается необратимым Пробуждением. И чем больше у воительницы ненависть к йома, тем тяжелее для неё оборачивается Пробуждение. Сила, обретённая Присциллой, являлась также и её проклятием, ведь она так до самого конца и не сумела примириться с самой собой, ведь неприятно же каждый раз, поедая чьи-то кишки, вспоминать отца, которого она собственноручно зарубила и за целый месяц съела. Разбитое сердце Присциллы, невозможность обретения ею потерянной человечности, всё это являлось причиной разрушительной для всех ненависти к себе - желая быть убитой, она сражалась только с самыми сильными противниками. Это также является доказательством того, что даже после Пробуждения Клеймор сохраняли свою извращённую, но всё-таки личность. Самое ценное, что у них есть, это их воспоминания, переживания, рефлексия. Рано или поздно должна была появиться Мирия, прожившая достаточно долго, чтобы осознать своё положение в Организации, ведь никакими экспериментами из людей так и не сделали инструменты, восстали все, даже близнецы. Основная проблема экспериментов над людьми в том заключается, что тут присутствуют люди. Смертельной ошибкой Организации стало то, что они так до конца и не сумели разрешить проблему человеческого фактора, он им боком и вышел.

Другой проблемой является и сама главная героиня, Клэр. Норихиро Яги принёс из Берсерка не только большие мечи, но и развитие главных персонажей. Те, кто читал работу Миуры, мне соврать не дадут. Клэр начинала не как командный игрок, без особых привязанностей и чёткой цели, живя только ради того, чтобы однажды отомстить Присцилле. Но вот, в её жизни появляется Лаки, которого ненароком взяла с собой в своих злоключениях. Со временем появились и боевые товарищи, с которыми она пережила многое, с которыми провела 7 лет в горах и приняла участие в финальной битве. Эти изменения в жизни Клэр стали означать то, что она теперь отвечает не только за свою жизнь, но и за тех, с кем её жизнь теперь накрепко связана. Клэр уже не может, как раньше, с лёгкостью, сломя голову, расстаться с жизнью, ведь однажды она наконец поняла, что хочет жить и ей есть ради чего жить. Как и у Гатса, месть перестала быть доминирующей темой в жизни Клэр, ведь то одиночество, которым эти персонажи жили, было наконец преодолено. Да, также нельзя не отметить реакцию Клэр на вторую встречу с Присциллой, которая по эмоциональности не уступает встрече Чёрного Мечника с Белым Ястребом. Отношения этих двух пар персонажей идентичны также ненавистью - все, так или иначе, обвиняют своих оппонентов в разрушении их жизней.

Произведение имеет также психоаналитическую составляющую. Те или иные мотивы главных героев, которыми те руководствуются в своих поступках, берут своё начало в детстве, причём мотивы эти часто связаны с травмирующей психику ситуациями, которые преследуют их всю жизнь. Этим и пользовалась Организация, предлагая осиротевшим девочкам отомстить йомам. В особо тяжёлых случаях Клеймор теряли дееспособность, как в случае с Миатой: будучи одной из сильнейших мечниц, она не могла реализовать свои способности из-за задержки психического развития. Замкнутая от внешнего мира, она всё время искала свою мать и нашла её в лице Клариссы. Сама Клэр, как видно в концовке, осталась всё такой же маленькой девочкой, которая хвостом повсюду ходила за Терезой. Закрыв этот генштальт и перестав ощущать слабость перед той, кого давно уже нет в живых, сумев окончательно попрощаться с образом всесильной Терезы, Клэр обрела одновременно и силу, и долгожданное душевное спокойствие, ведь, как оказалось, Тереза всегда была с ней.

Кроме того, здесь имеет место быть и сексуальный подтекст, который выражается не только в сочных обложках манги, но и в самой природе Пробуждения. Потому его так трудно преодолеть, поскольку оно является выражением сексуального возбуждения, сладострастия, которое в конечном итоге приводит к оргазму, который, как говорят в манге, испытывают Пробудившиеся. Процесс Пробуждения можно считать ничем иным как потерей девственности, лишением невинности, после которого следует невроз и каннибализм, ведь поедание человеческих кишок также сексуализируется. В результате невроза Пробуждённые испытывают голод вовсе не пищевой, а половой, они никак не способны утолить его и потому постоянно нуждаются находить утешение в потреблении плоти. Они явно испытывают аддикцию в форме гиперсексуальности, которая выливается у мужчин в сатириазис, а у женщин в нимфоманию. Следовательно, Клеймор являются выражением чистоты и целомудрия, непорочности и чистоты помыслов, лишённые того самого хищного чувства полового голода, которые ещё не познали вкуса сладости человеческой плоти. Потому в Клейморы и стали отбирать именно женщин, поскольку мужчины, в отличии от них, не столько сдержаны и им куда труднее не соблазниться на лишение невинности. Это, конечно, спорное утверждение, но автор считает, что женщины в этом плане более сдержаны и выносливее, и потому им легче сохранять свою девственность. У Присциллы с этим было всё совсем запущено, ведь, по сути, её аутоагрессия была вызвана как раз внутренним конфликтом неприязни самой себя вследствие потерей драгоценной невинности, ещё учитывая её предыдущий травмирующий опыт потребления плоти собственного отца, то есть тут ещё присутствует инцестуальная составляющая её ненависти к себе. При этом единственная воительница, сумевшая Пробудиться и не стать плотоядной нимфоманкой, то есть оставшись целомудренной и не получив травмирующего невроза. является никто иная как Клэр, поскольку, как говорилось выше, та сумела справиться с тем, что её терзало всю жизнь.

Вот такое вот многослойное произведение. Казалось бы, просто девушки машут мечами, но машут-то не просто так. Но блин, как бы я не любил Берсерк, такую же десятку мне трудно будет ставить. Если честно, персонажи мне как-то не запомнились. Я тут расписываю, с кем там Клэр рубилась, но без гугла я даже половины персонажей не вспомню, как-то вообще фиолетово было на них, пусть они и важны объективно. Исли вспомнил с трудом, поскольку ему не так много внимания уделили, хотя это, блин, второй по мощности Клеймор после Присциллы, при этом Рифул и Дафу уделили времени больше, чего я не понимаю. Согласитесь, было бы куда круче, сразившись бы с Присциллой именно Исли, а не эта парочка, которую лучше было бы слить в драматичном поражении. И мне абсолютно не нравится то, как стало идти повествование во второй половине манги, когда Мирия начала сеансы этих внезапных беспруфных срывов покровов и вечные обсуждения героями их же сюжета, когда он объясняется буквально на пальцах. Серьёзно, а вдруг оказывается, что Мирия всё уже знала, и это неожиданно всплывает, и то, и невероятные истории про паразитов и войну на другом континенте. Экстраординарные утверждения требуют экстраординарных подтверждений. Я вовсе не против всего этого, но можно было подвести к этим откровениям как-то более изящно и менее грубо. Момент с незаживающей раной от горла до промежности, которую зашивают швейной иглой, является одним из примеров такой грубой внезапности. А оказывается-то вот почему тот поп из священного города так ошеломлённо отнёсся к телу Клэр, поскольку никогда не имел дела с таким в своей медицинской практике. Но знаете, лучше было бы этот момент перенести как раз туда, поскольку никаких других прямых предпосылок о наличие такой раны у Клеймор просто не имеется. Этот факт не был зафиксирован ни в одном изображении воительниц, буквальный рояль в кустах. Понимаю, что хотелось нагнать красоты и ужаса, но вышло как-то некрасиво и непоследовательно. Такое вот топорное повествование очень испортило впечатление. Тут ещё очень мало цветных кадров, но это скорее вкусовщина.

Единственное, что спасло мангу это концовка. Она сумела совершить своё предназначение - закрыла все темы и оправдало все жертвы, всю драму, все рамсы, и объяснило всё то, что происходило с героями всё это время, сумела развязать весь этот гадючий клубок неврозов и детских травм. Всё окончательно закончено, все счастливы, Клэр пошла возвращать подруге должное и остров наконец перестал быть испытательным полигоном биологического оружия. Чувство законченности и полноты - что может быть лучше?
Манга, кстати, писалась целых 13 лет, благодаря чему возможно наблюдать за эволюцией её дизайна. Рисовка сильно за это время преобразилась. В первом томе у всех были детские лица, даже у стариков, что воспринимало странно. Со временем лица грубели, а гигантов становилось так много, что вообще. Мангаке это нравится, ему хочется чтобы было больше гигантов. Гигантомания не лечится.

В общем, впечатления у меня, с одной стороны, восторженные, особенно касательно дизайна и психоаналитического содержания, а вот касательно роли персонажей и хода повествования претензии нашлись заметные. По этой причине 10 поставить никак не могу, но и меньше 8 совесть не позволяет. 8,5-9/10, вот мой вердикт.


Нет комментариев