Все великие империи, словно острый меч, выковывались при высоких температурах накаливания. Как отдельный человек мобилизует все свои силы при опасности его жизни, так и общество мобилизует силы всех своих членов, когда его окружает враг. В такие моменты внутренние противоречия приходится разрешать крайне быстро и разрешать таким образом, чтобы это в первую очередь способствовало эффективному сопротивлению сиюминутной угрозе. Становится уже наплевать на корыстные интересы и можно пренебречь долгосрочным планированием. Ведь если тебя могут убить сейчас, планы и стратегии уходят на второй план. Корыстные ли эти стратегии или вполне демократические уже не важно. Может статься и так, что самые ярые демократы в таких случаях закладывают фундамент величайших тираний. Так было и с главной (основоположной) империей западного мира - Римом. После того, как напряжением всех своих сил Римская Республика победила проклятых пунов (разрушила Карфаген), она столкнулась с другой проблемой. Куда более экзистенциальной, чем сам Ганнибал. С имущественным расслоением, по сути с олигархизацией. Две действительно противоположных партии - оптиматы и популяры, начали ожесточённую политическую борьбу. Хотя популяров поддерживало бедное большинство, бедняки не в состоянии лоббировать сенат и корыстолюбивые оптиматы в конечном итоге пресекали все пронародные реформы, пытаясь максимально отстранить популяров от власти. После смерти Сципиона Эмилиана главным популяром был Гай Марий. И его бы тоже политически задушили (или физически), как и остальных, если бы не одно но. Консулы из оптиматов оказались вообще никакими полководцами. Растранжирив более десяти легионов при сопротивлении диким тевтонам, они оставили Рим беззащитным перед новой угрозой. Сенату ничего не оставалось, как дать консульство Гаю Марию. И при том с чрезвычайными полномочиями. Реформировав военную систему и без труда уничтожив вражеские контингенты в Италии, попутно Гай Марий заложил основание для революции. Для возврата к диктатуре, от которой так отчаянно отрекался вечный город в -509 году. Гай Марий создал воинское сословие и регулярную армию. К началу -1 века легионы перестали распускать после специальных военных операций. Осталось всего 2 десятилетия до того, как власть народных представителей канет в лету. Наступит эпоха военщины.
Очень важный вопрос, ответ на который приблизит к пониманию социогенеза. Как и почему власть стала централизованной? Особенно это касается больших систем. Начиная от образования первых государств (номов) были попытки, революционные и экспансионистские, создавать большие империи. То есть не просто конфедерацию, а централизованное объединение без региональных суверенов. Все такие попытки заканчивались крахом довольно быстро. Почему только Риму (в процессе преодоления кризиса III века) удалось перейти на следующий уровень и почему в 20 веке начал происходить откат, назад к федерациям?
При смене систем многие представители старой системы власти не видят или не хотят принимать необходимость перестроиться, когда страх потерять своё настоящее положение и имущество побеждает дальновидность и понимание необходимости в перестройке. И поэтому когда перестройка происходит, свой элитарный статус сохраняет очень малая часть (1-2%) от старых элит. Наверху остаются в основном только самые богатые и влиятельные. Так во время великих революций 1566-1815 годов был практически снесён класс буржуазии (горожан-капиталистов), а так же была попытка снести класс феодалов. Феодалы тогда выстояли благодаря российской армии. Но феодалам жить остовалось недолго потому что в 1803 году пала империя великих моголов, а в 1858, когда последние очаги сопротивления на Индостане были ликвидированы оказалось, что частная британская ост-индская компания не такая уж и частная. На протяжении 19 века британские крупные капиталисты (управляющие и британским государством) создали новую иерархию в мире, на вершине которой стояли крупные банки. Новый субъект – финансисты, возникший в Европе в 17 веке, в 19 веке сменил систему, победив в 1856 году Россию. Буржуа и феодалы доживали последние годы. Был и тогда малый процент из них, что влился в новую волну, построил корабль, примкнул к «правильной» компании авантюристов. Последний, завершающий удар по феодалам нанесли в 1914 году, окончально выбив их кланы из элиты. В 1930-х в США расправились с буржуазией и твёрдо встали на рельсы тоталитарного финансиализма. Финансисты проникнув во власть понижением закупочных цен просто уничтожили фермерские хозяйства. К нашему времени финансиалисты основательно укрепились во власти. Их среднее звено – промышленники – управляет многими государствами. Даже самые нижние этажи бизнеса в наше время чувствуют себя богами в мире людей. Потому как вся система построена для них. А те, кто не с ними – их рабы. Особенно они себя хорошо чувствуют в тех странах, где приводят к власти своего «карманного» диктатора. Они ещё не осознали, что при переходе на новую систему, почти все они останутся ни с чем. При усугублении экономического кризиса жестокость финансиалистов превзойдёт многократно жестокость даже феодалов. Лишившись способа экономического стимулирования людей на рабство, они будут всё больше прибегать к насильственному. И рабство из наёмного всё больше будет превращаться в классическое. Когда наказанием за неуплату долга вместо обычной тюрьмы, будут закабалять в работный дом. Такое уже происходит, но скоро это поставят на конвейер.
В 1620 году был опубликован "Новый органон" Ф. Бэкона. Спустя время его (сциентический) подход к познанию станет одной из основ новой цивилизации (модерна)
Бердяев. Философия неравенства. Ваша социальная мечтательность и ваш социальный утопизм – порождение оторванности вашего социологического сознания от сознания космического. Социальный утопизм ваш есть крайний рационализм, он кончается рассудочным помешательством, самой скверной и уродливой формой из всех помешательств. Ваше социологическое мироощущение всегда было оторвано от подлинной исторической действительности. И потому оно было рационалистично и утопично. Вы изолировали вашу общественность не только от мирового космоса, но и от космоса исторического. Вы отвлеченно, в теориях ваших подчинили человека природной и социальной среде, вы отвергли его духовную свободу и превратили его в пассивный рефлекс природного и социального круговорота. Но вы же признали, что человек от себя может произвольно и в разрыве с прошлым начать историю, согласно рассудочным своим построениям. Вы любили говорить о «скачке из царства необходимости в царство свободы», который совершит этот раб социальной среды, рефлекс природной необходимости. И потому именно, что вы не признали человека свободным духом, потому и оторвали вы его от конкретной, исторической действительности, за которой стоит живой дух народов. Всё сделалось у вас отвлеченным – отвлеченна, рассудочна ваша необходимость, и отвлеченна, рассудочна ваша свобода, живой человек и живая история исчезли в отвлеченностях. Поистине, историческая действительность – живая, конкретная реальность, реальность своеобразная, отличная от других ступеней бытия, живущая по своему закону, знающая своё добро и зло, несоизмеримая с рассудочными критериями добраи зла. Вы отрицали эту историческую действительность, не видели в ней внутренней органической жизни и подменили её социологическими абстракциями. Применение абстрактных социологических категорий к конкретной исторической действительности умерщвляло её, вынимало из нее душу и делало невозможным живое, интуитивное созерцание исторического космоса. Толстой был человеком вашего духа, когда он отвергал всю историю, как сплошное зло, когда он совершал неслыханный погром истории во имя своего индивидуалистического морализма. Но он был радикальнее и последовательнее вас. Свой последовательный индивидуалистический морализм он применил и ко всей общественности. Вы же отвергаете и поносите историю и во имя индивидуалистического морализма, и во имя общественности, которая строится вами на новых, неслыханных насилиях, на новом, небывалом порабощении человека. Вы должны признать самобытную природу исторической действительности, увидеть в ней свой закон добра, рационально несоизмеримый с законом добра действительности индивидуальной. В исторической действительности нельзя видеть лишь свершение судеб индивидуального человека – атома и масс, механически соединяющих эти индивидуальные атомы, произвольных человеческих коллективов; в ней нужно видеть свершение судеб наций, человечества, мира, как реальностей, как конкретных общностей. Общества – реальные организмы. Для вас же существуют только атомы и массы. Вы хотели бы провести всю историю через всеобщее избирательное право, и вы заранее знаете, что голосующие массы не признают истории своей. По большинству голосов история не только не могла бы совершаться, но она никогда бы и не началась. Мир остался бы в первоначальной тьме и нераскрытости, в равенстве небытия. Атомы и массы не пошли бы на те жертвы, которыми покупается история. Нельзя применить к истории всеобщего избирательного права и большинства голосов, нельзя морализировать над историей и требовать от нее уравнения атомов. Вы, рационалисты-утописты, одержимые рассудочным безумием, не научились уроками истории, не постигли смысла ниспосланных вам испытаний. У вас была возможность многое узнать и понять после опыта французской революции. Духовная реакция против революции очень обострила познание творческих и передовых людей духа. Вы признали этих людей «реакционерами». Но они во многих отношениях оплодотворили ту науку XIX века, которую и вы принуждены признать своей.
В период слабости восточно -семитского царства Вавилонии, новые племена западно-семитских мигрантов прибыли в регион из Леванта между 11 и 9 веками до н. э. Самые ранние волны состояли из сутеев и арамеев , за которыми примерно столетие спустя последовали калду, группа, которая позже стала известна как халдеи. Эти миграции не затронули могущественное царство и империю Ассирии в Верхней Месопотамии , которая отразила эти вторжения.
62 год - Апостол Павел проповедует в Риме. 312 год - христианство побеждает в РИ в лице Константина. 4-5 века - отвращение, отхождение и искоренение языческой культуры.
1204 - венецианцы с крестоносцами захватывают, грабят и жгут Константинополь; - раскалывают Восточную Римскую Империю и подчиняют её западную часть; - центр торговли смещается в Венецию; - в Италию мигрирует множество ромеев (византийцев): купцов, ремесленников, интеллигентов.
1340-е Европа - экономический кризис, неурожай из-за дождей, первая эпидемия чумы - кризис веры; - обращение к языческой культуре: - интеллигенты едут в Рим в поисках языческих памятников; - интеллигенты интересуются языческим наследием у приезжих греков: философией, поэзией... 1) платонизм/гуманизм; 1.1) герметизм, каббала; 2) гностицизм (антихристианство)
16 век - реформация - децентрализация европейской культуры; 19 век - повсеместный возврат к язычеству (пантеизму и политеизму) в интеллигентной среде; 20 век - разочарование в каких-либо массовых культах. 21 век - век релятивизма.
К нашему времени финансиалисты основательно укрепились во власти. Их среднее звено – промышленники – управляет многими государствами. Даже самые нижние этажи бизнеса в наше время чувствуют себя богами в мире людей. Потому как вся система построена для них. А те, кто не с ними – их рабы. Особенно они себя хорошо чувствуют в тех странах, где приводят к власти своего «карманного» диктатора. Они ещё не осознали, что при переходе на новую систему, почти все они останутся ни с чем.
При усугублении экономического кризиса жестокость финансиалистов превзойдёт многократно жестокость даже феодалов. Лишившись способа экономического стимулирования людей на рабство, они будут всё больше прибегать к насильственному. И рабство из наёмного всё больше будет превращаться в классическое. Когда наказанием за неуплату долга вместо обычной тюрьмы, будут закабалять в работный дом. Такое уже происходит, но скоро это поставят на конвейер.
Ваша социальная мечтательность и ваш социальный утопизм – порождение оторванности вашего социологического сознания от сознания космического. Социальный утопизм ваш есть крайний рационализм, он кончается рассудочным помешательством, самой скверной и уродливой формой из всех помешательств. Ваше социологическое мироощущение всегда было оторвано от подлинной исторической действительности. И потому оно было рационалистично и утопично. Вы изолировали вашу общественность не только от мирового космоса, но и от космоса исторического. Вы отвлеченно, в теориях ваших подчинили человека природной и социальной среде, вы отвергли его духовную свободу и превратили его в пассивный рефлекс природного и социального круговорота. Но вы же признали, что человек от себя может произвольно и в разрыве с прошлым начать историю, согласно рассудочным своим построениям. Вы любили говорить о «скачке из царства необходимости в царство свободы», который совершит этот раб социальной среды, рефлекс природной необходимости. И потому именно, что вы не признали человека свободным духом, потому и оторвали вы его от конкретной, исторической действительности, за которой стоит живой дух народов. Всё сделалось у вас отвлеченным – отвлеченна, рассудочна ваша необходимость, и отвлеченна, рассудочна ваша свобода, живой человек и живая история исчезли в отвлеченностях. Поистине, историческая действительность – живая, конкретная реальность, реальность своеобразная, отличная от других ступеней бытия, живущая по своему закону, знающая своё добро и зло, несоизмеримая с рассудочными критериями добраи зла. Вы отрицали эту историческую действительность, не видели в ней внутренней органической жизни и подменили её социологическими абстракциями. Применение абстрактных социологических категорий к конкретной исторической действительности умерщвляло её, вынимало из нее душу и делало невозможным живое, интуитивное созерцание исторического космоса. Толстой был человеком вашего духа, когда он отвергал всю историю, как сплошное зло, когда он совершал неслыханный погром истории во имя своего индивидуалистического морализма. Но он был радикальнее и последовательнее вас. Свой последовательный индивидуалистический морализм он применил и ко всей общественности. Вы же отвергаете и поносите историю и во имя индивидуалистического морализма, и во имя общественности, которая строится вами на новых, неслыханных насилиях, на новом, небывалом порабощении человека. Вы должны признать самобытную природу исторической действительности, увидеть в ней свой закон добра, рационально несоизмеримый с законом добра действительности индивидуальной. В исторической действительности нельзя видеть лишь свершение судеб индивидуального человека – атома и масс, механически соединяющих эти индивидуальные атомы, произвольных человеческих коллективов; в ней нужно видеть свершение судеб наций, человечества, мира, как реальностей, как конкретных общностей. Общества – реальные организмы. Для вас же существуют только атомы и массы. Вы хотели бы провести всю историю через всеобщее избирательное право, и вы заранее знаете, что голосующие массы не признают истории своей. По большинству голосов история не только не могла бы совершаться, но она никогда бы и не началась. Мир остался бы в первоначальной тьме и нераскрытости, в равенстве небытия. Атомы и массы не пошли бы на те жертвы, которыми покупается история. Нельзя применить к истории всеобщего избирательного права и большинства голосов, нельзя морализировать над историей и требовать от нее уравнения атомов. Вы, рационалисты-утописты, одержимые рассудочным безумием, не научились уроками истории, не постигли смысла ниспосланных вам испытаний. У вас была возможность многое узнать и понять после опыта французской революции. Духовная реакция против революции очень обострила познание творческих и передовых людей духа. Вы признали этих людей «реакционерами». Но они во многих отношениях оплодотворили ту науку XIX века, которую и вы принуждены признать своей.
Субстанция - универсальное основание.
Предмет - конкретное основание.
312 год - христианство побеждает в РИ в лице Константина.
4-5 века - отвращение, отхождение и искоренение языческой культуры.
1204 - венецианцы с крестоносцами захватывают, грабят и жгут Константинополь;
- раскалывают Восточную Римскую Империю и подчиняют её западную часть;
- центр торговли смещается в Венецию;
- в Италию мигрирует множество ромеев (византийцев): купцов, ремесленников, интеллигентов.
1340-е Европа - экономический кризис, неурожай из-за дождей, первая эпидемия чумы - кризис веры;
- обращение к языческой культуре: - интеллигенты едут в Рим в поисках языческих памятников;
- интеллигенты интересуются языческим наследием у приезжих греков:
философией, поэзией...
1) платонизм/гуманизм;
1.1) герметизм, каббала;
2) гностицизм (антихристианство)
16 век - реформация - децентрализация европейской культуры;
19 век - повсеместный возврат к язычеству (пантеизму и политеизму) в интеллигентной среде;
20 век - разочарование в каких-либо массовых культах.
21 век - век релятивизма.