
Читая про создание Junk Head, я вспомнил правдивую байку из биографии известного американского математика Джорджа Данцинга. Ещё обучаясь в университете, однажды он опоздал на занятия и по ошибке принял написанные на доске уравнения за домашнее задание. Не без труда, но через несколько дней Джорджу удалось решить «домашнюю работу». Как выяснилось, это были две нерешённые проблемы статистики, над которыми в течение нескольких лет ломали головы ученые. Какой урок можно вынести из этой истории? Самый крутой скачок в кривой сложности любой задачи находится в начале, на этапе оценки собственных возможностей. По случайному незнанию или из-за отсутствия тормозов, увлеченные интересной задачей люди незаметно для себя могут горы свернуть. "Ну, хорошо, я мог бы приложить немного усилий, и, вероятно, у меня получится" — цитата, суммирующая творческий путь человека-оркестра, создателя Junk Head Такахидэ Хори.
Неизменно, авторская работа начинается с вдохновения: для Такахидэ Хори, сорокалетнего дизайнера интерьеров без малейшего опыта в кинопроизводстве, но с мечтой создать свою историю, таким вдохновением стал пример аниматора-одиночки Макото Синкая. Не разбираясь в компьютерах и программах, Такахидэ решил полагаться только на свои пролетарские руки, выбрав подходящую для этого технику покадровой анимации. В 2009 году Такахидэ в качестве начинающего режиссёра, продюсера, аниматора, композитора и актёра озвучивания начал сольную работу над короткометражным фильмом Junk Head 1, длившимся 30 минут. Работа над фильмом заняла 4 года. Такахидэ организовал собственный однодневный показ, а потом выложил работу на YouTube. Многолетние труды не прошли даром: короткометражка получила высокие оценки, и режиссёр смог получить финансирование на создание полнометражного фильма. В этот раз в производстве помогала небольшая команда, в том числе солидный вклад внесла режиссёр анимации Ацуко Миякэ. Но львиная доля работы и полный контроль над творческим процессом по-прежнему оставались за Такахидэ Хори. Вышедший в 2017 году Junk Head является первым в задуманной автором трилогии. И здесь мы возвращаемся к гадкому утёнку, которому, я надеюсь, в глазах читателей суждено стать прекрасным лебедем.

Junk Head — научно-фантастический триллер, повествующий о дистопии далекого и невеселого будущего, где генная инженерия разделила общество на бессмертных, почти лишенных органики, неспособных к размножению сверхлюдей верхних ярусов и на низшие человекоподобные формы жизни — от разумных гуманоидов до обезображенных чудовищ — составляющих жуткую экосистему нижнего мира. Смертоносная болезнь поражает и без того немногочисленное население высшей касты, вынуждая отправить добровольца в самые глубины колоссальных бетонных подземелий, чтобы среди мутировавших уродцев найти давно утраченный геноматериал (буквально — пенис), необходимый для восстановления популяции. Как не трудно догадаться, этим добровольцем оказывается главный герой.
При первом взгляде на постер может показаться, что это какой-то мрачный азиатский артхаус со стремными куклами. Этим он и оказывается. Но! Оказывается также куда более интересным зрелищем, чем кажется по первому, в общем-то правдивому впечатлению.
Главное, чем обращает на себя внимание Junk Head, это применяемая в фильме покадровая анимация (stop-motion). При этой технике аниматоры собственноручно, кадр за кадром, перемещают заранее изготовленные куклы и реквизит по сцене, фиксируя каждое перемещение снимком. Соединяя снимки, получается иллюзия движения. Это древний, примитивный и трудозатратный метод, зародившийся вместе с киноискусством. Он давно пережил свои расцвет и увядание и сейчас считается устаревшим. Но благодаря материальной природе покадровой анимации эта техника сохраняет нетленные преимущества при передаче натуральности материалов, объемов и текстур, что неподвластно даже передовым технологиям CGI.

И Junk Head в полной мере реализует сильные стороны stop-motion. Мастерски слепленные из реальности куклы со всеми царапинами, потертостями и шероховатостями — отпечатками ручного труда — оживают на экране благодаря плавной анимации в 24 кадра в секунду. Локации, напоминающие древние бесконечные мегаструктуры из любимой манги Такахидэ «BLAME!», поражают скрупулезной детальностью проработки. Это настоящие, созданные вручную миниатюры гигантских промышленных руин, лабораторий, многоуровневых бетонных пещер и нагроможденных в красивом беспорядке проржавелых труб и проводов.
В темных закоулках бродят искусственные люди — монстры и калеки. Их мутагенная природа позволяет Такахидэ воплощать в жизнь самые разнообразные идеи из области биопанка, создавая запоминающиеся дизайны людей и чудовищ: от комедийных образов до кошмаров, вдохновленных классикой ужасов. Однако, в разгуле идей нет хаоса: облики существ отражают правила этого мира и его историю. Подземные обитатели при всем своем многообразии от мало до велика имеют общие черты, что подчеркивает их родство, а многие особенности облика существ отражают их продуманный цикл жизни, слепленный из гипса, пенолатекса, бетона и железа, составляющих целостный организм фильма.
Разумеется, фильму мало быть лишь органически привлекательным. Junk Head хорош собой и как приключенческая история. В ней мерзкое соседствует с милым, а трагедия чередуется с комедией. Простой сюжет увлекает напряженными стычками с монстрами, погонями, частой сменой локаций и чередой разномастных аборигенов, встречающихся главному герою. В интервью порталу Genkinahito режиссер анимации Ацуко Мияке, отвечая на вопрос об источниках вдохновения, рассказала, как во время съемок режиссер показывал ей свой любимый фильм «Кин-дза-дза!» (1986). Влияние советского фильма ощущается в самой идее приключения, где беззащитный главный герой оказывается заброшенным в чуждую и враждебную ему среду, обитаемую внешне похожими, но до абсурда по-другому устроенными существами, живущими среди высокотехнологичной ржавой рухляди. Добродушному и наивному герою, привыкшему к бессмертию среди воспитанного общества, придется столкнуться с угрозой жизни, обманом, равнодушием и даже многократной сменой собственного облика, но суждено остаться самим собой и обрести настоящих друзей даже на дне свалки человечества.

Помимо осязаемых достоинств, Junk Head очаровывает масштабом проделанной над ним работы. Покадровая анимация ввиду своих особенностей превращает даже крупнобюджетные проекты в многолетний долгострой. В одном из интервью Такахидэ Хори признался, что до начала работы над Junk Head он никогда не интересовался ни кукольными фильмами, ни музыкой, ни многими другими ремеслами, которыми ему пришлось заниматься на производстве. Он мечтал снять научно-фантастический фильм, не уступающий по качеству высокобюджетным голливудским аналогам. Выбор покадровой анимации в качестве инструмента был полуслучайным: впечатленный ожившими динозаврами-аниматронами из «Парка Юрского периода» (1993), будущий аниматор посчитал кукольную анимацию самым легким методом. "В покадровой анимации всё, что нужно сделать — это создать всё самому, переместить, сделать снимок — легко. Насколько же я ошибался?". И все же выбранный путь позволил режиссеру добиться желаемой цели приблизить визуал фильма к игровому кино. Такахидэ не пожалел усилий на зрелищные кинематографичные приемы. Фильм щеголяет спецэффектами, интересными ракурсами камеры, демонстративно сложными для анимации экшен-сценами. Действие ничуть не ощущается камерным, будто в кукольном домике, благодаря просторным рукотворным локациям. На создание самой большой — размером с гараж — площадки у Такахидэ ушло полгода работы.
Так, на одной лишь самонадеянности, при скромном бюджете и с крохотной командой Такахидэ удалось создать выдающиеся в своем роде, крайне трудоемкое и амбициозное произведение. Не могу рекомендовать его всем: восхваляемый мною натурализм фильма может оттолкнуть кровавыми и местами омерзительными сценами. Такова суровая жизнь обитателей подземных руин. Не в плюс Junk Head и открытый финал, так как фильм открывает вышеупомянутую трилогию. Но творческий процесс налажен, и уже в этом году вышло продолжение — Junk World, а через лет семь и третья часть не за горами.



@Love AlinaДаж Эргенти зеленый отзыв оставил)
Ну это так, шуточки, разумеется каждое мнение имеет место быть. И твой отзыв было читать - одно удовольствие.
Да и все что нужно от мира Махо ты уже посмотрел: СВ и Мадоку. Если это не понравилось, то дальше тем более углубляться не стоит. Разве что Puni Puni☆PoemiiПуни Пуни Поэми чисто для культурного обогащения.
Возвращаясь к обсуждаемой рецензии и твоим тейкам - вполне может быть. Твои слова не лишины смысла. Тут уже модерация Шики пусть решает: формат или не формат.
@Epolih@Love Alina, спасибо. Приятного просмотра)@Epolih, спасибо за критику. Она мне не менее приятна, чем похвала. Очень внимательно все прочитали, даже абзацы сосчитали. Я и сам не знал, сколько их у меня@Vanillaware, одобреноРекомендую добавить иллюстративного материала для лучшей демонстрации анимации
@Epolih,@Vanillaware@Ballast1, я бы рекомендовал добавить ще и сравнений с другими стоп-мошин мультами, а также хоть немного минусов тайтла@Vanillaware@Ballast1, рад стараться. Чуть позже постараюсь нарезать гифок с демонстрацией.@S John@Vanillaware, спасибо, прочитал с интересом.@Vanillaware@Epolih, самое уместное сравнение было бы с фильмом Mad God (2021) от Фила Типпетта, отвечавшего за визуальные эффекты в упомянутом "Парке Юрского периода". Это практически фильм-побратим Junk Head, только куда более жестокий. Создатели этих фильмов даже пересекались между собой. Но он столь же малоизвестен, поэтому я не решился сравнивать два незнакомых читателю произведения.Условных минусов по большому счету у фильма два, я их обозначил.
@Epolih@S John,@Vanillaware, Это стоило бы добавить в рецу. Работа автоматически получила бы большую аналитическую плотность, и как следствие уровень доверия к материалу стал бы выше.@Vanillaware@Epolih, при просмотре и оценке художественного произведения я стараюсь сохранять детскую непосредственность и не захламлять восприятие излишним инструментарием. Примитивная конкретика вгоняет меня в тоску. Поэтому минусам, так настойчиво требуемым вами, попросту неоткуда взяться.И совсем я не отмахиваюсь)
@Epolih@Vanillaware@Epolih, а разве не справедливо выражение, что устами младенца глаголет истина?Мы рождаемся на этот свет без окуляра в глазу, и познаем мир ясными очами, вынося свое суждение о нем по наитию, и никогда не ошибаемся. И лишь позже, взрослея, мы начинаем орудовать циркулярными понятиями, которыми так удобно вымерять окружающую действительность. Но в этом нет ничего дурного, и я не пытаюсь подорвать принципы, на которых вы стоите. Это прочный фундамент и я его уважаю. Я лишь стараюсь выражать свои мысли просто и ясно, как ребенок, но по возможности увлекательно за счет доступных мне богатств моего языка и некоторых знаний о предмете обсуждения. Пока что я бесконечно далек до видимого успеха на этом поприще, но мой текст все же хорошо подходит для первого ознакомления с почти никому неизвестным на этом сайте фильмом. В нем нет обмана или попытки навязать ложное впечатление. Те недостатки, которые вам угодно проанализировать, обычный зритель (в том числе и я) даже не заметит.
@grimik, прочитай коммент от Vanilla, который сразу над этим моим сообщением. Тебе должно зайти)Даже вне контекста оч красиво.
@grimik@Love Alina,Хорошо сказаноПрочитал всё- Эполих опять нагнал своего правильно-неправильно,выразив моменты, на которые всё равно примерно 95% зрителей, а автор выдал базу, что невозможно дать оценку чему-либо без "личного мнения", можно лишь стремиться к этой "детской наивности", а когда у тебя целый набор критериев оценивания, от так называемого "безличностного анализа" остаётся лишь пустая оболочка.
Для меня, с точки зрения зрителя/читателя, основной разницей между рецензией и отзывом является, во первых, объём- все рецензии большие, а во вторых, значимость- отзывы, если они оставлены не на популярных тайтлах, прочитает от силы пара человек, зашедших мимоходом на рандомное произведение с дай боже парой тысяч просмотров за 10+ лет, когда рецензии отображаются "на главной" (т.е. рецензия-своего рода реклама) вне зависимости от популярности произведения, плюс находиться там они будут достаточно долго, в отличии от отзывов, количество которых в день исчисляется десятками. И это все основные различия- ни слова о содержании, которое может меняться из-за почерка автора. Понятное дело, что не стоит доводить до абсурда с "гэгэгэ, ну и кал" на 10к символов, но всё же и требовать копирки с других рецензий с изменёнными персонажами, скринами и эпитетами- тоже.
Не скажу, что прочитал много рецензий, но могу высказаться о двух: Балласт с его дебютной "невестой чародея" и твоя рецензия на ваншот (что само по себе-удивительно) - в них обоих нет излишнего нагромождения из анализа каждого камня, но при этом анализ в них всё-таки есть,и читать про него действительно интересно (во многом из-за разумного объёма), ну а комментарий того же Эполиха "вот так должны выглядеть демонюги" в его реце на Фрирен...
Вот после таких слов побольше бы скринов или даже видосик
И тут скрин просится
После этих слов и до конца есть неприятная вода. Нанывать не буду, сами разберётесь
Здесь бы конкретные референсы. И ссылку на название (
кладменмодер #####)И тут
Да и на другие названия. Вот в моём детстве меня за такое ремнём, а Вас даже по затылку...
Ошибка. Нужно завлечь аниме энжоера и когда он начнёт смотреть... бац, эпилептически шоковый припадок
Недосмотрели до титров? Было бы неплохо добавить как показатель трудоёмкости
Так-то фильм достоен рецензии получше
@Vanillaware@ggalien, спасибо за замечания. Люди за такое деньги просят, а вы добровольно помогаете.Аниматор в кукольной постановке переставляет куколки. Я как-то не подумал, что эту мысль нужно будет раскрывать.
Скрины/гифки постараюсь в будущем приладить. Ссылки добавил, но только местные.
Я понимаю ваш интерес к закулисью, мне самому было любопытно просматривать все доступные в интернете видео о производстве. Процесс создания крайне увлекательный, но наблюдать за ним лучше всего после просмотра фильма. И так уж вышло, по вине статистики, что я писал с расчетом на людей, которые увидят постер впервые.
Поэтому я посчитал утомительным делом писать экстра часть размером в 2 раза больше самой рецензии ради искушенных 0,03% аудитории, чтобы они потом не грозились бить меня по затылку. Такой контент больше подходит для статьи.
@ggalienПросто наглядно, что такое недели и месяцы кропотливой работы видеофрагментом. Одним видеофрагментом
Да вот тоже, сам не знаю. Так-то шедевральная и малоизвестная работа, всё сходится, чтоб написать. Аж сам захотел, но меня ante factum этой мысли опередили
@Vanillaware, прочитал рецензию — захотел посмотреть фильм. Значит, сработала.Отдельное спасибо за язык и подачу: легко, без понтов, без терминов ради терминов, без позы «я разбираюсь». Это редкость на форуме. Продолжай — такие тексты тут нужны.