
Различные проблемы с созданием тайтлов никогда не были приятной темой для разговора. Оно и понятно: в аниме-индустрии полно людей, которые испытывают настоящие проблемы, о которых мы, может быть, никогда не сможем узнать. Но не стоит приукрашивать действительность, поэтому, чтобы раскрыть эту тему, я хочу поделиться последними новостями о настоящей катастрофе, что произошла с одним проектом и обсудить заодно аспект анимации, акцентированной на поведении героев в ТВ-аниме. Не важно, смотрите ли вы в онгоинге Just Because или нет, обратите внимание на эту статью.
Just Because! (просто так) – это оригинальный телевизионный сериал под началом молодой анимационной студии Pine Jam, который (прим. пер.: на момент написания статьи) вышел в эфир меньше пары недель назад. Как оказалось, этих двух недель оказалось достаточным, чтобы некоторые люди заметили, что с сериалом что-то неладное. Несмотря на большое количество аниматоров, осуществлявших контроль производства первых серий, даже на самом старте сериала картинка была неоднородной. Хуже того, картинка откровенно внутри отдельных сцен, что подчеркивает, что проблема касалась не только режиссеров анимации, но и ведущих аниматоров, проверявших кадры в сценах. Такие «косяки» настолько очевидны, что их замечают даже те зрители, которые обычно не заморачиваются с качеством картинки в сериалах. Или даже больше: возможно любители тщательной анимации легче простят этот недочет, поскольку он позволяет им в этой болтанке стилей выследить отдельных аниматоров. Собственно, я отношусь к последней категории людей, поэтому мне шоу вполне нравилось, несмотря на то, что я предчувствовал весь этот кошмар.
Как выяснилось, данная проблема относится уже не к слухам, а скорее к подтвержденным фактам. Режиссер (для него этот тайтл первый) Ацуси Кобаяси устроил небольшой скандал в твиттере, рассказывая какие трудности он испытывает с этим проектом и его отвратительным расписанием. Сейчас он, конечно, уже удалил твиты, в которых винил анимационную студию, рассудив, что в мире анимации, где важную роль играют связи, сжигать последние мосты – крайне неразумное решение. Однако сказанного не воротишь, и мы теперь знаем, что (на момент написания твита) он исправляет раскадровку для восьмого эпизода, который, на секундочку, выйдет всего через месяц. Производство аниме — это не последовательный процесс, но количество работы, которую им предстоит еще сделать за этот короткий промежуток времени, сводит с ума. Хотя к самим комментариям режиссера в адрес студии можно относится по-разному, его страдания и слезы (без шуток) – настоящие.
Но как же они до такого докатились? Принимая во внимание комментарии Кобаяси, у меня нет сомнений, что планирование и предпроизводственная подготовка могла быть выполнена на более серьезном уровне. Pine Jam все еще крохотная студия, которая отделилась от 8-bit всего лишь пару лет назад, и после работы по аутсорсингу над Aikatsu, они дебютировали в 2016 году с собственным тайтлом Maholi. И это в самом начале бизнеса! Снятая короткометражка была мастер-классом талантливых художников, которые до сих пор сотрудничают со студией. Когда Pine Jam перешли к полномасштабному производству над Gamers! стало понятно, что они не в силах поддерживать шик и блеск в длинном формате, но страсть к анимации и свободному выражению все еще осталась. Буквально в следующем сезоне за выпуском Gamers! выходит Just Because. Они набрали в проект других сотрудников, они передали часть работы на аутсорс. Но очевидно: когда маленькая начинающая студия пытается два сезона подряд выкатывать тайтлы, ей требуются навыки исключительно эффективного управления процессом. Иначе беды не избежать.

Тут в чем дело, они не собирались совершать суицид, запуская два проекта подряд. Аниме-индустрия привыкла к постоянно удушающим дедлайнам и крайне спокойный и медленный слайс Just Because мог казаться порядком ленивой работой. Здесь ребята конкретно прокололись: на деле тайтл является одним из, если не самым требовательным по производству. Сериал с вниманием к деталям изображает повседневную жизнь: обычные действия, сиюминутные жесты, динамику выражения лица, красноречивые позы, характерные повадки - все те мелочи, которые придают вкуса повествования и создают иллюзию жизни нарисованному произведению. И хотя само по себе это не такая большая трудность, в контексте производства серии это означает, что на выпуск серии требуется куда больше труда, чем у стандартного глянцевого сериала. При указанном подходе нельзя обойтись «говорящими головами», куда больше сцен приходится полноценно анимировать, а режиссеру – следить за тем, чтобы нарисованное создавало правильное впечатление. Более того, поддерживать стабильное качество куда сложнее, чем нарисовать несколько ярких сцен руками талантливых аниматоров, которым сказали творить в свое удовольствие.
На этом месте отвлечемся от конкретного сериала и поговорим об аниме вообще. Я раньше уже об этом говорил, но «действия персонажа» достаточно абстрактный, но осмысленный способ описать такие сцены. В современной японской анимации можно условно выделить два направления, которые я, за неимением подходящего термина, опишу перформанс и жизнь. Первый широко распространен на телевидении, поскольку его можно поставлять малыми порциями в серии, сохраняя качество сериала. Привлекательным в этом направлении является яркость изображения сцены, даже важнее того, что персонаж непосредственно делает. Как правило, в таких тайтлах принято преувеличивать эмоции/реакции персонажей, позволяя произведению стать подходящей площадкой для выражения скорее аниматора, нежели персонажа. В качестве наглядного примера, который уже в каком-то смысле стал штампом, является сцена, в которой герой (или героиня) бьет другого персонажа по лицу и это никак не влияет на последующие события. С другой стороны, у нас есть произведения по типу Just Because!, которые больше приближены к реальной жизни. К персонажам здесь следует относиться как к людям, и поэтому каждое их действие должно быть адекватным персонажу и ситуации. Такое отношение требует от режиссера крайне детально расписывать поведение героев в раскадровке. Не просто так в одном только втором эпизоде Just Because! числится пять раскадровщиков, да и сам Кобаяси был постоянно занят корректировкой других раскадровок: когда ты делаешь особое внимание на мелких деталях, аниматорам следует давать конкретные и понятные указания, чтобы шоу получилось однородным.
В реальной жизни, конечно, аниме не делится жестко на перформанс и жизнь и, в идеале, в одном произведении должны сочетаться оба варианта, но в индустрии нечасто встретишь попытки полноценно отобразить жизнь, как она есть. Это не только требует более координированного и внимательного сотрудничества, но это противоречит модели производства (прим. пер. студии Pine Jam), где во главе угла стоит индивидуализм ключевых аниматоров.

На мой взгляд (я боюсь здесь слишком утрировать) в индустрии есть всего две студии, которым можно доверять выпуск тайтлов «про жизнь» на телевидении. Это не делает их лучшими, но в этом качестве они просто выделяются больше всех. Одна из них – это Kyoto Animation, которая целиком и полностью огородилась от остальной индустрии и всецело приняла эту философию за свою ключевую идею в работе. Второй студией может быть определенная часть Production I.G., поскольку указанные аспекты можно встретить в их некоторых несравненных произведениях. И это опять нас возвращает к Just Because!, поскольку его режиссер Кобаяси ведет свою карьеру как раз из этой студии, где он работал помощником режиссера. Хотя на этой должности невозможно получить навыки аниматора, он смог впитать в себя необходимый настрой и теперь хочет реализовать его как режиссер. Даже его наставник, Цутому Мизусима, настолько поддерживает идею оживленной анимации персонажа (хотя сам ближе все же к перформансу), что угробил несколько амбициозных проектов в маленьких студиях. Не удивительно, что, не имея опытной и способной команды, готовой производить подобный контент без устали в течении нескольких лет подряд, Кобаяси теперь испытывает затруднения.
Стоит ли оно того? Должны ли другие студии пытаться подхватить это чувство жизни, даже если это может привести к провалу? Как мне кажется, первые серии Just Because! – прекрасны, не смотря на свою грубую форму (а иногда и именно из-за нее). Я очень обрадуюсь, если такой подход станет более распространен в ТВ-аниме, когда студии поставят своей целью изображать людей, а не ярких марионеток. Но я не стану требовать от студий этого, учитывая, в свете всего вышесказанного, к чему может привести их погоня.
Аниме-индустрии нужно больше таких людей, как Ацуси Кобаяси, который относится к своему составу персонажей как к группе людей и дотошно изображает их жизни. Аниме нужно больше таких компаний, как Pine Jam, которые доверяют молодым художникам и уважают движение больше отточенной полированности. Но еще больше аниме нужно окружение, в котором люди могут творить что они хотят не беспокоясь о том, что все портится чаще, чем получается. Удастся ли команде Just Because! выкрутиться во время эфира или нет (а у меня большие опасения, что у них все ну очень плохо) – основная проблема индустрии никуда не денется.


Несколько опечаток:
"выйдет все через месяц" — всего?
"в индустрии есть всего две индустрии" — студии?
"Мизушима" — Мидзусима
"Ацухи" — до этого всю статью он Ацуси был.
@deleted98653@Mentat, спс за редакцию, завтра поправлюПо оформлению: у меня не работают ссылки ...нарисованному произведению и «действия персонажа».
@deleted98653@deleted98653@deleted98653Он им должен был быть, но угловатые дизайны и большие глаза... автор не видел Инуяшики что ли? Немного лицемерно так заявлять, но бог с ним.
@deleted98653,@AnticvariatМогу попробовать исправить, если нужно, но только не прямо сейчас.
@deleted98653@110ый, спасибо за перевод. Я тоже обратил внимание на статью, когда она вышла. Автора, кстати, зовут Kevin Cirugeda.@deleted98653Тема статьи вообще не об этом. Проблема не в поведении героев или сюжете так таковом, проблема в том, насколько детально анимируются всякие мелочи вроде вертения ластика в руках, мимики и прочей фигни.
Аниме по Инуясики я не смотрел, но читал несколько глав манги, там явно не ставили цель достичь реалистичности ни в каком виде
@S John,@slavarusskoНо, к сожалению, желание его смотреть пропало уже на первой серии( Если тайтл в итоге провалится, надеюсь Пины не разбегутся во все стороны
И кого ты подразумеваешь по автором? Автора статьи или режиссера сериала? Если второго, то он чисто физически не мог увидеть инуяшики раньше, чем начал делать свой сериал, ибо выходят они одновременно.
@slavarussko@110ый, манга плохо нарисована, аниме же реалистичное, как и Ганц или даже лучше. Речь не в "я не верю", а насколько достоверна в мелочах анимация.@110ый,Ллайд фанбой
@Anticvariat, про автора статьи очевидно.Логично если автор создаёт историю не про волшебниц а про любовь в нашем мире, желательно быть достоверным в мелочах. Вот "Склон Апполона" например. Настоящие слёзы тоже хороши, но вспоминать дизайн больно... но девочки всё равно няшные.