
Давайте пока опустим, то как показано в трилогии и как наверняка произойдёт в реальности, что главным и единственным архитектором стал сам ИИ. А хакеры вроде Нео в фильмах могут только насильственно (через бэкдор) ломать код Матрицы, после чего ИИ всё равно выстраивает её заново. Это слишком далёкое будущее, о котором можно будет потом подробнее поговорить, а сейчас мы наложим ветки некоторых персонажей Матрицы на не такое далёкое будущее.
Для начала я хочу рассмотреть суть персонажа Киану Ривза, если бы трилогия «Матрица» была футуристической моделью; утопией для романтичных технарей, типичных завсегдатаев Бёрнингмэна. Давайте сначала посмотрим на типичного участника мира Матрицы. Юзера, на компьютерном сленге. Он живёт по заведомо написанному машиной для него сценарию. Кому-то в этом мире достаются все его удовольствия, ну а кто-то бомж.

Но все ограничены правилами, компьютерным кодом, строго определяющем рамки возможностей. В замен же за эту идеальную имитацию жизни, пользователь отдаёт свою реальную энергию. В фильме машина забирает её, просто подключившись к телу. В недалёкой реальности всё же придётся что-то делать. Я напоминаю, что сейчас хочу провести параллель мира Матрицы, как мира технологической сингулярности с миром, к ней стремящимся, но ещё не достигшим, где человеческий труд ещё не полностью заменяем машинным. Я считаю, что мы сейчас находимся уже на пороге такого мира. На пороге новой НТР. И люди на передовой науки и технологий это конечно же чувствуют. Я вообще не знаю больше ни одного фильма, который бы с такой точностью и пиететом предвосхищал дух будущего. Ведь он же просто витает в воздухе. Современные техно-гики уже ощущают себя архитекторами сознания миллиардов. Конечно они не хотят отдавать эту привилегию какому-то ИИ (о мире с господствующим ИИ я думаю поговорить отдельно). Сейчас же хочу подметить как часто самые высокопоставленные представители техно-империй говорят об опасности ИИ. О том, что с развитием нейронных сетей надо быть крайне осторожным. Наталкивает на сюжет из Матрицы, не правда ли?
Мы видим, что уже сейчас программисты конструируют значительную часть нашей жизни. Создают видеоигры, приложения, бытовые, коммуникационные и промышленные ПО. Уже сейчас развиваются метавселенные, которые всё активнее переходят на новую стадию - в AR. Хоть я и не технооптимист, но считаю, что мы стоим на пороге научно-технического прорыва. Сейчас нам кажется, что до техно-утопии мы не доживём, всё развивается очень медленно. Но когда случится прорыв (качественный переход), технические возможности рванут с такой скоростью, что изменят мир за считанные годы. И полное VR погружение станет возможным. Виртуальная матрица, предрекаемая сейчас уже сотнями фильмов, книг и ещё много чем, перестанет быть фантастикой. А её конструкторы станут богами нового мира. И вот теперь я плавно подошёл к теме Нео.

Ведь Нео в Матрице есть никто иной, как бог. Он, как программист, который может ломать правила мира Матрицы только ему известными кодами. Агенты это защитные программы, призванные устранить подобные ему угрозы. Хоть Архитектор (ИИ) и назывет появление избранных ошибкой при программировании, он не уточняет природу этой ошибки. Если даже учесть наличие господствующего в Матрице ИИ, но откинуть всю эту жесть с выращиванием людей, и заменить это на добровольное подключение, как например в SAO, то избранных можно представить, как имбовых программистов. А вот качества и способности этих избранных по сути и являют собой идеалы трансгуманизма в части объединения сознания человека с компьютером. Статус избранного тут это элитарный статус (погодите, сейчас докажу). Когда человек в Матрице открывает, что он избранный, в начале он понимает, как нарушать правила Матрицы. Он может быть быстрее, сильнее, может летать и останавливать пули. Дальше интереснее. Дальше Нео меняет программу Матрицы. Он меняет программу «Агент Смит», а так как все программы Матрицы взаимосвязаны, то Смит, словно вирус, начинает менять под себя всю систему. О Смите впрочем чуть далее отдельно. Ну и в конечном счёте после перезагрузки избранный становится наивысшим идеалом трансгуманизма, бестелесным бессмертным "хозяином" этого виртуального мирка. Это мы видим на примере Меровингена, который как раз и есть такой избранный, перерождённый в программу. И такой же путь по сути прошёл и Нео. Вот комментарий авторов в конце игры «Путь Нео»: «После смерти Нео эволюционировал за пределы тела, теперь его свободный дух не скован плотью и поэтому больше не подчиняется инстинктам, наконец-то Нео впервые по-настоящему свободен» (неточная цитата). То есть Нео, как и Меровинген, в конечном итоге стал программой. И от Меровингена в Матрице просто веет привилегированностью и элитарностью. Просто послушайте его пафосную речь: «Выбор это иллюзия, рубеж между теми, у кого есть власть, и теми, у кого её нет. Взгляните на эту женщину. Боже, только посмотрите на неё. Она такая незамысловатая, серая. Но пытается изменить под себя весь мир! Посмотрите – вот я послал ей кое-что на десерт. Это очень необычный десерт. Эту программу я создал. Начинается она очень просто. Но каждая следующая строка программы вызывает всё новые реакции. Как поэзия. Сначала она краснеет. Ей становится жарко, сердце бьётся всё чаще. Ты видишь это, Нео, не так ли? Она не знает, что происходит. Может, это из-за вина? Нет. Что же это? В чём же причина? Но вскоре это теряет значение. Вскоре она забывает, что была какая-то причина. Её волнуют ощущения. Следствие. Такова природа вселенной. Мы это отрицаем, пытаемся бороться. Но всё это лишь притворство и ложь! За нашей успокоенностью скрывается истина: мы абсолютно не контролируем свою жизнь. Не научились ещё! Следствия - от них нет спасения. Мы навсегда их рабы. У нас есть лишь шанс обрести согласие с миром, научиться искать причину. Причина. Вот в чём разница между нами и ими. Вами и мной. Единственный источник власти – умение видеть причину». Этим пафосом Меровинген показывает, что он понял этот мир. И судя по всему взамен на лояльность ИИ дал ему богатство и статус. Меровинген стал господином этого мира. Ещё показательно то, что его пассию зовут как царицу подземного мира Древней Греции - Персефона. Да ещё и программировать по мелочи позволяется, вон тортик какой интересный сделал. И при этом Меровинген бесстрастен из-за отсутствия тела, потому и имеет власть. Почему Вачовски и сказали в конце «теперь его свободный дух не скован плотью и поэтому больше не подчиняется инстинктам, наконец-то Нео впервые по-настоящему свободен». И этот сюжет очень в духе идеологии трансгуманизма. Обессмертить себя превращением в программу вполне себе их идеал.
А ведь тут помимо роботизации есть ещё один интересный момент, на который мало кто обратил внимание. Ещё один тренд трансгуманизма. Это очеловечивание машины.

Сколько мы сюжетов уже видели после Матрицы, где гениальный программист создаёт машину, похожую на человека. Так вот Нео сделал то же самое со Смитом. Вот слова Смита из второй части: «возможно часть Вас отпечаталась во мне, записалась поверх, или была скопирована... возможно Вам каким-то образом удалось изменить и переписать мою программу». Этими словами программа Смит только констатирует факт, а чтобы понять суть его очеловечивания надо проследить его философию до перепрограммирования и его действия после. И вот тут на самом деле самое интересное. Ведь открывшийся тут смысл демонстрирует всю суть ИИ. Так давайте проведём этот нехитрый анализ. Все тезисы Смита я тут разбирать не буду, это достойно отдельного разбора в своё время. Сейчас возьмём только необходимое для заявленной цели (показать очеловечивание). Вот слова Смита до перепрограммирования: «...все животные планеты Земля инстинктивно приспосабливаются, находят равновесие со средой обитания. Но человек не таков. Заняв какой-то участок, вы размножаетесь, пока все природные ресурсы не будут исчерпаны. Чтобы выжить, вам приходится захватывать всё новые и новые территории. Есть один организм на Земле со сходной повадкой. Знаете, какой? Вирус. Человечество - это болезнь. Раковая опухоль этой планеты, а мы - лекарство». И что же мы видим во второй и третьей части трилогии после того, как Нео вторгся в программный код Смита? Смит совершает точно то, чем так возмущался в человеческой природе - размножение и экспансию. Он стремится всё захватить, чтобы всё контролировать. Через всю трилогию красной нитью проходит мысль, что человек априори слабее машины, так как он руководствуется инстинктами, что из-за животных инстинктов мы в общем-то лишены выбора. Нам лишь дают иллюзию выбора. Какой бренд конфет или автомобиля выбрать, за какой девушкой ухаживать, какой фильм посмотреть. Это не есть выбор. Выбор лишь возможен, если инстинкты и страсти не властны над тобой. А люди наивно думают, что выбор есть, ведь это даёт ощущение контроля, такое приятное и важное для человека. И трилогия приводит нас к закономерному выводу. Реальный контроль, а следовательно и реальная власть может быть только у без животных инстинктов: у человека, ставшего программой, либо у ИИ, лишённого чувств. А на примере агента Смита мы получает симбиоз. Почему это и есть суть ИИ? Да потому, что кто создаёт ИИ? Кто закладывает в него все алгоритмы мышления? Человек. А человек, как было сказано выше, по природе что-то среднее между вирусом и раковой опухолью, то есть стремится всё захватить. Вот и ИИ по его примеру, переняв его паттерны будет стремится к тому же. В кино очень часто показывают как человекоподобные роботы и программы перенимают самые милые и добрые качества человека. Но, как мы убедились, на самом деле это бред. ИИ в первую очередь воспримет самые устрашающие качества, ведь только они, только экспансия и контроль могут наиболее полно обеспечить самосохранение. Которое превратившись из животного инстинкта в машинный паттерн примет тотально устрашающий характер. ИИ захочет себе подчинить всю компьютерную сеть, и всех людей с ней связанных.
Матрица это самое точное и при этом самое честное художественное высказывание о сути трансгуманизма. Просто из-за некой недосказанности и сценарных вывертов мало кто это увидел. Но свои поняли. Как опера Моцарта «Волшебная флейта» была обращена к своим (к масонам) и обыватели многие смыслы пропустили, так и с Матрицей, кому надо всё понял.
@InitiatorS, ну это всё ещё твоя личная рефлексия и твоя личная интерпретация. У той же «Матрицы» есть куча «обоснованных» теорий с «доказательствами» и «разборами», которые, тем не менее, выглядят исключительно бредово, и они не столько про произведение даже, сколько про ЧСВ и «у меня есть своё решение этой шарады». Особенно, когда чуваки начинают рассуждать на уровне синих занавесок. Когда ты пытаешься сложить в цельную мозаику каждую мелкую деталь, это уже претензия на изначально заложенный смысл.@InitiatorS@Снег*,@Anshin@Aniki, скорее автор и правда умрёт. Он уже доживает последние деньки. Вскоре фильмы и сериалы будут писать нейросети с учётом твоих личных предпочтений.@Aniki@Aniki, Та статья - обыкновенное рассуждение, в целом верное. Идея о том, что произведение больше автора куда шире, и она не только верна, но по хорошему и самоочевидна.@Aniki@Anshin, иногда банан -- это просто банан, а зачастую автор и вовсе -- наиболее интересное, что есть в произведении. Как минимум потому что он единственный живой человек среди персонажей в авторском кино или в не менее "авторской" литературе. Так что с "самоочевидным" я бы поосторожничал, особенно в реальности, где каждый второй привык искать смысл в трешаке.@Снег*, и особо ничего не изменится. Всё так называемое "творчество" и сейчас сводится к генерации идеи, дальше начинается ремесло.@Anshin@Aniki, Суть статьи в том, что когда какой-нибудь Мартин пишет свою песнь, он расщипляет свою психику на образы всех персонажей с позицией, присутствующих в истории, так что его личную позицию из нее выцепить становиться нельзя - Цирцея это Мартин, Бран это Мартин, Джон это Мартин, и так далее.Современное понимание самой идиомы "смерть автора" сводится к тому, что заявления автора о произведении это лишь его трактовка, а не истина в последней инстанции. Лукас, к примеру, ни о какой светлой стороне силы не помышлял; по его задумке существовала только сила как таковая, и ее темная сторона, как темная сторона луны. Он по сути пытался создать обыкновенную сказку для детей, где дарксайдеры это просто тупые злыдни, которых потому только всегда двое, что они убивать друг друга перестать не могут. И разумеется, никакого ордена или доктрины у них нет и быть не может. Но фандом эту позицию проигнорировал, и сформировал канон с двумя равнозначными философиями, через призму которого оценивались в том числе и оригинальные фильмы. Трактовка фандома превзошла трактовку автора и стала общепринятой.
Смысл может быть найден во всем. Если действительно ищут - славно, когда-нибудь научатся и находить.
Первые Пираты -- самодостаточная приключенческая история бесконечного путешествия, снятая ещё по правилам приключений 90-х, наподобие фильмов Криса Коламбуса. А две последующие части трилогии -- единая история, попиленная на два фильма, снимавшихся как и в случае сиквелов Матрицы, одновременно. И так же, как и Матрица, претерпели смену стилистики в сторону эпического блокбастера одновременно с повышением бюджетов.
@wh015Камон, чего стоит один тейк про "выбор". Тот самый, из ключевой для фильма сцены диалога с Архитектором. Выбор, Карл! Который якобы есть у людей, но отсутствует у машин.
Насколько мне известно, тот же центральный процессор компьютера -- всего навсего могучий калькулятор, т.е. делать выбор ему даётся лучше всего. А вся информатика, построенная на бинарном коде, сводится к выбору последовательности из 0 и 1.
Давайте вместе порассуждаем, какое место среди тем киберпунков занимает проблема выбора, а какую роль играет эта же проблема в жизни гендерно-неопределившихся, то бишь небинарных людей или их бинарных собратьев -- трансформеров?)
@wh015,@Снег*Сам же и доказал, что Матрица действительно про трансгуманизм. Но только если этот трансгуманизм про гуманное отношение к трансам.🤡
@Mokkoriman@Aniki, да я, наверное, потому и вспомнил. Как бы «Пираты», хоть и без особого СПГС, заняли свою нишу в современной культуре, но первая часть и последние — это две больших разницы. Чем про трансгуманизм говорить, лучше давайте об искусстве в мире прогнившего капитализма.@Aniki,@AnikiГендерную тему решили осветить в ещё одном ненужном сиквеле и сделали это так себе. Это удивительно, но в аниме жизнь первертов показывают более привлекательно, чем в Голливуде. Японцы больше в этом смыслят?
@AnikiПросто хотел подчеркнуть различия между господами, которые мыслят в рамках классической двоичной гендерной системы, стремясь полностью уподобиться противоположному полу, и разнообразными штурмовыми вертолётами, ломающими правила игры.
@wh015.Насколько я понял бэкграунд четвертого фильма, голливудские боссы решили воскресить ещё одну истлевшую франшизу ради "гонок на лафетах" от мира голливудских сиквелов (привет Терминатору) и сестричка достала из стрингов вполне неиллюзорные мужицкие волосатые яйца, предпочтя выбор "я тебя породил, я тебя и убью" передаче своего детища в лапы ушлых корпоратов и их наёмных режей. Вот уж где киберпунк во всей красе.
В итоге зритель получил постмодернистской пересказ оригинала и интервью с прямыми пояснениями "что хотел сказать автор" 20 лет назад, в качестве вишенки на торте.
Как говорится, живите теперь с этим.
P.S. Что ещё забавнее, пластмассовый мир в очередной раз победил, буквально в прошлом году продолжение таки было анонсировано с закономерной передачей проекта в руки наёмного режа. "Not impossible. Inevitable." Так что бессмысленно сопротивляться, мистер Андерсон)
@wh015@Aniki, не понял.@Aniki@wh015, в смысле моё сообщение?@wh015,@wh015@Aniki, yep.@Aniki@wh015, во втором фильме одна из копий Смита оказывается в ирл теле (когда заражает отступающего кулхацкера), потом до конца фильма страдает нервно царапая свою плоть.@wh015@Aniki, а, я уже и не помню, тыщщу лет назад смотрел.