Засилье исекаев
Уже в далеком 2016-м, с выходом Этого замечательного мира, отчасти воспринятым сообществом в качестве пародии на исекаи, казалось, что их если не гора, то мешок уж точно. С выходом Исекай квартета тремя годами позже это чувство только усугубилось. Ну а уж выход Восхождения в тени не оставил сомнений: пока мы не смотрели, нас завалило по уши. Десятки, сотни иекаев укрывают землю, уходя за горизонт. Однако на деле произведений подобного рода на этом отрезке вышло всего ничего. На момент выхода замечательного мира их было всего 4. На момент выхода квартета - 10. Восхождения в тени - 34. Всего момент написания статьи таких тайтлов насчитывается 63 штуки:
Полный список
1) Zero no tsukaima
2) Ixion saga
3) Overlord
4) Re zero
5) Knights and magic
6) Isekai wa smartphone
7) Death march
8) Isekai maou
9) Hyakuren no haou
10) Tate no yuusha
11) Kenja na majo
12) Maou-sama retry
13) Arifureta
14) Isekai cheat magician
15) Hataage kemono michi
16) Choujin koukousei-tachi
17) Hachi nan-tte
18) 100-man no inochi
19) Kamitachi ni hirowareta otoko
20) Mushoku tensei
21) Genjitsu shugi yuusha
22) Seirei gensouki
23) Tsuki ga michibiku
24) Cheat kusushi no slow life
25) Meikyuu black сompany
26) Shinka no mi
27) Saikyou no ansatsusha
28) Saihate no paladin
29) Otome game sekai
30) Gaikotsu kishi-sama
31) Tensei kenja
32) Isekai meikyuu de harem
33) Kuro no shoukanshi
34) Isekai yakkyoku
35) Isekai nonbiri
36) Saikyou onmyouji
37) Benriya saitou-san
38) Tondemo skill
39) Tensei kizoku no isekai boukenroku
40) Kaminaki sekai
41) Isekai de cheat skill
42) One turn kill neesan
43) Isekai shoukan wa nidome desu
44) Okashi na tensei
45) Seija musou
46) Level 1 dakedo
47) Sokushi cheat
48) Sasaki to pii-chan
49) Kekkon yuubiwa monogatari
50) Chiyu mahou
51) Tensei kizoku kantei skill
52) Lvl2 kara cheat
53) The new gate
54) Maougun saikyou no majitsushi
55) Joutai ijou skill
56) Hitoribocchi no isekai kouryaku
57) Salaryman ga isekai ni ittara
58) Saikyou no renkinjutsushi
59) Around 40 otoko
60) Magic maker
61) Sentai red
62) Saikyou no ousama
63) Seikan kokka no akutoku ryoushu
2) Ixion saga
3) Overlord
4) Re zero
5) Knights and magic
6) Isekai wa smartphone
7) Death march
8) Isekai maou
9) Hyakuren no haou
10) Tate no yuusha
11) Kenja na majo
12) Maou-sama retry
13) Arifureta
14) Isekai cheat magician
15) Hataage kemono michi
16) Choujin koukousei-tachi
17) Hachi nan-tte
18) 100-man no inochi
19) Kamitachi ni hirowareta otoko
20) Mushoku tensei
21) Genjitsu shugi yuusha
22) Seirei gensouki
23) Tsuki ga michibiku
24) Cheat kusushi no slow life
25) Meikyuu black сompany
26) Shinka no mi
27) Saikyou no ansatsusha
28) Saihate no paladin
29) Otome game sekai
30) Gaikotsu kishi-sama
31) Tensei kenja
32) Isekai meikyuu de harem
33) Kuro no shoukanshi
34) Isekai yakkyoku
35) Isekai nonbiri
36) Saikyou onmyouji
37) Benriya saitou-san
38) Tondemo skill
39) Tensei kizoku no isekai boukenroku
40) Kaminaki sekai
41) Isekai de cheat skill
42) One turn kill neesan
43) Isekai shoukan wa nidome desu
44) Okashi na tensei
45) Seija musou
46) Level 1 dakedo
47) Sokushi cheat
48) Sasaki to pii-chan
49) Kekkon yuubiwa monogatari
50) Chiyu mahou
51) Tensei kizoku kantei skill
52) Lvl2 kara cheat
53) The new gate
54) Maougun saikyou no majitsushi
55) Joutai ijou skill
56) Hitoribocchi no isekai kouryaku
57) Salaryman ga isekai ni ittara
58) Saikyou no renkinjutsushi
59) Around 40 otoko
60) Magic maker
61) Sentai red
62) Saikyou no ousama
63) Seikan kokka no akutoku ryoushu
Отсеянное
Поскольку здесь рассматривается именно образ штампованного исекая, все излишне далекие от него по духу произведения были отсеяны. Двенадцать королевств, Таня, Перерождение в слизь, Торговый автомат - все это очевидные исключения, к ним присматриваться незачем. Истории с героинями на главной роли опять же очевидным образом отделенны от шаблонна, подразумевающего героя мужского пола. У злодеек свои проблемы с шаблонностью, но это другая тема.
Если брать 2019-й за точку отсчета, а до него выходило меньше одного исекая в год, мы имеем 54 тайтла за шесть лет, то есть три тайла каждые четыре месяца. Еще два сейчас выходят, и еще три анонсировано. Все еще очень далеко от того, чтобы боятся быть под ними погребенными. Если учесть, что немалая часть представленного выдается своей оригинальностью, можно и вовсе сказать, что солидных исекаев у нас серьезный недобор.
Следование формуле
В образе штампованного исекая можно выделить четыре основных черты:
- Благородство: герой оказывает помощь каждому встречному, борется за справедливость, соблюдает в чистоте свой моральный облик.
- Читерство: герой обладает тем или иным бесчестным преимуществом.
- Миссия: попадание в иной мир сопряжено с обретением сверхзадачи, будь то спасение королевства, убийство короля демонов, месть или желание стать лучшим на свете сапожником.
- Гарем: две и более героини испытывают по отношению к герою романтические чувства.
Призываем героя, вручаем мощь ста богатырей, вешаем по даме на каждую руку и спускаем с лестницы крошить супостатов. Взглянем на степень совпадения данной формулы с имеющимся списком:
Благородство, читерство, гарем и миссия - 3 тайтла
Благородство, читерство и миссия - 5 тайтлов
Благородство, читерство и гарем - 11 тайтлов
Читерство, миссия и гарем - 6 тайтлов
Благородство и читерство - 5 тайтлов
Благородство и миссия - 1 тайтл
Благородство и гарем - 3 тайтла
Читерство и миссия - 3 тайтла
Читерство и гарем - 8 тайтлов
Миссия и гарем - 2 тайтла
Только благородство - 2 тайтла
Только читерство - 6 тайтлов
Только миссия - 2 тайтла
Только гарем - 1 тайтл
Ничего из представленного - 5 тайтлов
В половине случаев герой не проявляет рыцарских качеств. Он выручает только своих близких, старается держаться подальше от проблем и идет на довольно сомнительные поступки.
В четверти случаев герой обладает минимальным преимуществом и полагается только на свои силы. В двух случаях из трех герой не имеет никакой сверхцели. Он либо спотыкается о случайные приключения, либо просто живет своей жизнью. В половине случаев герой получает себе только одну романтическую опцию, либо никаких опций вовсе. В итоге полностью совпадающих с формулой произведений даже меньше, чем тех, что не попадают под нее вовсе. А общий процент совпадений означенных черт с реалиями конкретных историй составляет чуть больше одной второй. И это с натяжкой, так как некоторые случаи фиксации гарема представляют собой одинокое покраснение случайной барышни, а миссии включают в себя задачи, связанные с занимаемым героем постом.
На короля демонов героя посылают один единственный раз: в Сказании об обручальных кольцах. Задача спасти королевство ставится в трех случаях. Спасение мира - в одном. Месть - тоже в одном. А вот случайных злодеев, задумавших исполнить свой план именно в последних двух эпизодах, да чтоб поблизости от нашего героя, их хоть лопатой греби. Но это скорее небольшой эвент, а не черта произведения.
Как можно видеть, образ штампованного исекая существует в крайне слабой связи с реалиями, которые призван описывать. Он произрастает главным образом из игр воображения, множащего впечатляющие нас своей меметичностью образы. Мы видим на экране темного властелина и воображаем, что он не может быть такой один. Их наверняка многие десятки в других историях. Как и волшебных колец, и святых мечей, и говорящих драконов. Может, по отношению к литературе это и верно - у нее для этого достаточно долгая история. Но аниме в привычном нам виде производится не так уж давно, не в таких уж больших количествах. Кроме того, студии кровно заинтересованы в том, чтобы их тайтл обрел успех. Естественным тут будет выбирать наиболее выдающиеся работы, желательно уже снискавшие народное признание.
Отдельно надо сказать, что рассмотрение особого положения героя именно как бесчестного преимущества - вещь довольно странная, так как некоторая степень такой особенности многим историям просто необходима, иначе они не состоятся. Кем был бы Айнз без соответствующих привилегий в своем замке? Рядовым скелетом? Можно и о таких похождениях написать, но если бы истории были ограничены немощными героями, скольких из них мы бы не увидели? Историю Лелуша можно сделать и без гиасса, но это будет уже не Гиасс. Эрена можно было не делать титаном, но смысл, когда так интересней? Есть, конечно, обратная крайность, когда герой может разобраться с любой проблемой по щелчку пальцев, но таких у нас всего ничего, и в большинстве они старательно ищут способы подкинуть проблем по другим направлениям, не разрешаемым одной только силой.

Разнообразие
Разобьем имеющийся набор по жанрам:
Ожидаемо, у историй о становлении и историй о героическом преодолении тут огромный перевес. Суммарно они составляют половину всего объема. С другой стороны, это всего лишь половина. Только один из двух исекаев соответствует жанровым ожиданиям. Второй будет баловством, сказкой, притчей, триллером или умиротворенной повседневностью. На фоне низкого уровня совпадения с условной формулой штамповки такой разброс создает совсем уж разряженную картину. Гарем не так роскошен в рамках комедии, а читы не так многое меняют в спокойной обстановке будней. Автор выдает фермеру способность сбивать драконов с неба не ради очков стиля, а для оправдания их поселения в деревне героя.
В целом статичных и динамичных тайтлов тут примерно поровну, равно как и расслабленных с напряженными. Не сказать, чтоб на любой вкус и цвет, но разброс довольно сильный. Учитывая, как японцы любят драматические вставки, встретить их можно почти в каждом из этих произведений, но они подчиняются жанровому настроению, так что давить будут в соответствии с тяжестью самой истории. Странным делом, все трагедии, кроме Перерождения безработного, обильно залиты комедийными вставками. Наверное, чтобы не перегружать зрителя.
Надо так же заметить, что становление отличается от преодоления, где уже зрелый герой проходит через испытание своих убеждений. Они схожи в плане динамичности, но различны по разряженности. Макото, конечно, придется помучаться со своей новой жизнью, но в общем и целом спокойствию его сна ничто не угрожает. А вот Наофуми себе такой роскоши позволить не может. Слишком он для этого серьезно относится к своим обязанностям.
В конечном счете исекай - лишь троп. Удобная деталь завязки, никак не диктующая прочих элементов произведения. В каком жанре оно будет, с каким героем, приключением, сеттингом и сюжетом - обо всем этом мы узнаем, только заглянув внутрь. И по своему опыту могу сказать, что большая часть условно почитаемых рядовыми исекаями работ имеет предложить зрителю хоть что-то, что цепляет глаз. Где-то это яркие персонажи, где-то любопытно выстроенный мир. А где-то и сюжет с лором оказываются неожиданно затягивающими. Только одну из попавшихся работ я мог бы назвать по настоящему бесполезной, но там дело было в несказанно низком качестве картинки. В остальном всем интересующимся я предложил бы ознакомиться с каждым из представленных произведений. Каждое из них старается быть чем-то уникальным, и, на мой взгляд, им это удается.
***
В дополнение
Представлю вашему вниманию двух схожих героинь: Хираги Кагами и Фуджибаяши Кё:


Может создаться впечатление, что одну срисовали с другой. У обеих сиреневые волосы и глаза. Обе школьницы. Обе попадают под архетип цундере. Но если приглядется, персонажами они вышли совсем разными. У каждой свой подход к внешности, свои повадки, свое отношение к жизни. Это два разных существования. Да, похожих в каких-то общих чертах. Но любых представителей той или иной категории можно уравнять, упростив критерии оценки. Если проигнорировать разницу в деталях характера, можно сказать, что Кагами и Кё - буквально один персонаж. А если пойти дальше и проигнорировать детали внешности, можно заявить, что и та и другая - цундеры, а следовательно, они не только равны друг другу, но и всем цундерам до и после них. Аска, Рин, Мион - один и тот же персонаж. А детали несущественны.
Лично мне с таким подходом сталкиваться дико. Персонажи ценны не тем, чем и насколько друг от друга отличаются. Их ценность в них самих. До тех пор, пока героиня занимательна и радует глаз, какая разница, на кого она похожа? Была одна красавица, стало две. Нам же лучше.
Критика исекаев отчасти зиждется на похожей позиции. На вопросе о том, что они делают нового. И к такой позиции у меня тот же вопрос: почему нельзя ценить уже виденное, покуда оно добротно? Аниме, конечно, может открывать новые горизонты в творчестве, но прежде всего существует в качестве развлечения. И в этом смысле оно ничего другого не должно, кроме как быть интересным. Критиков исекаев расстраивает, что герой больно часто получает девушку, а меня расстраивает, что он получает ее не всегда. История с девушкой лучше истории без нее. Еще один женский образ, еще одна романтическая линия. Кому от этого плохо? У героя много навыков? Славно. Посмотрим, что он с ними будет делать. "Я попал в другой мир с черенком от лопаты, и мне нечего есть" это не самый интересный зачин. Словом, лучше ценить то немногое, что у нас есть, таким, как оно есть. Пытаться найти в нем что-то для себя.


Может создаться впечатление, что одну срисовали с другой. У обеих сиреневые волосы и глаза. Обе школьницы. Обе попадают под архетип цундере. Но если приглядется, персонажами они вышли совсем разными. У каждой свой подход к внешности, свои повадки, свое отношение к жизни. Это два разных существования. Да, похожих в каких-то общих чертах. Но любых представителей той или иной категории можно уравнять, упростив критерии оценки. Если проигнорировать разницу в деталях характера, можно сказать, что Кагами и Кё - буквально один персонаж. А если пойти дальше и проигнорировать детали внешности, можно заявить, что и та и другая - цундеры, а следовательно, они не только равны друг другу, но и всем цундерам до и после них. Аска, Рин, Мион - один и тот же персонаж. А детали несущественны.
Лично мне с таким подходом сталкиваться дико. Персонажи ценны не тем, чем и насколько друг от друга отличаются. Их ценность в них самих. До тех пор, пока героиня занимательна и радует глаз, какая разница, на кого она похожа? Была одна красавица, стало две. Нам же лучше.
Критика исекаев отчасти зиждется на похожей позиции. На вопросе о том, что они делают нового. И к такой позиции у меня тот же вопрос: почему нельзя ценить уже виденное, покуда оно добротно? Аниме, конечно, может открывать новые горизонты в творчестве, но прежде всего существует в качестве развлечения. И в этом смысле оно ничего другого не должно, кроме как быть интересным. Критиков исекаев расстраивает, что герой больно часто получает девушку, а меня расстраивает, что он получает ее не всегда. История с девушкой лучше истории без нее. Еще один женский образ, еще одна романтическая линия. Кому от этого плохо? У героя много навыков? Славно. Посмотрим, что он с ними будет делать. "Я попал в другой мир с черенком от лопаты, и мне нечего есть" это не самый интересный зачин. Словом, лучше ценить то немногое, что у нас есть, таким, как оно есть. Пытаться найти в нем что-то для себя.
@flyoffly,Про одинаковый возрастной рейтинг писал. Не понял иронии, ну да ладно.
Да и от не и в 30+ некоторые тащатся.)
Плохо ,что по рейтингу нельзя искать взрослый контент.
Плагиат, сюжета вобще нет, примитивщина во всем, 0 раскрытия героев 8.69 Kaoru Hana wa Rin to SakuБлагоухающий цветок расцветает с достоинством
@kost12000,@d1_@Tml,Ну счас кахами закидывают, если не поставил 10 либо 1.)
Там и не понял, почему такой перехайп у него. Что в нем такого особенного , что оценки ниже не заслуживает.
Если моя романтичная жизнь не удалась вышла счас , то может была оценка выше. Как тогда не смотрели так много аниме, как сейчас.
@Tml@kost12000@Tml,Очень печально.
Yahari Ore no Seishun Love Comedy wa Machigatteiru.Как и ожидалось, моя школьная романтическая жизнь не удалась
Я бы не сказал ,что аниме сложное, но и не пустышка. Онгоингом еще смотрел.)
Вообще оно такое, каким и должно быть все аниме. Нет ничего хуже пустых аниме.
@Tml@kost12000@Tml,Ну я не когда не был любителем пустышек, поэтому для меня оно обычное. Ну кому то нравится смотреть отключенным мозгом, а кому то нет - так то да.) Я по драмам.
Ну свин вроде не совсем легкий.) Но рейтинг вроде есть.
@Tml@Anshin@Фражуз, Открыл велосипед значит. За ссылку спасибо.@Tml, про цветок — я думаю, надо подождать пару-тройку месяцев от полного выхода, чтоб увидеть более-менее реальную оценку: даже фрирен относительно своего пика на 0,1-0,2 балла просела, если не больше. А у неудавшейся романтической комедии оценка во-первых растёт по сезонам (у третьего уже 8,35, что, если мы допускаем, что цветок просядет на 0,3 относительно своего текущего балла — что вовсе не исключено — уже поразительно близко: 8,35 против 8,40), а во-вторых оценка намного более состоятельна: одних только десяток у первого сезона больше, чем в принципе оценок у цветка.@Aegon Targārien,@каркуша,@Tml@d1_, мне описания и постера хватило чтобы дропнуть@kost12000@d1_Получается абсурдная ситуация, что старые аниме оценивали настоящие анимешники, и из за этого их оценивали строже, а новым аниме достаточно иметь нормальный бюджет и модный для хороших оценок жанр, чтобы получать не соответствующие своему классу оценки. И эти же кто ставит 8.7 средней тут ставят исекаям с имбой и гаремом 6 средней...
@d1_@Aegon Targārien, Сочувствую. Это не исекай чтоб дропать.)А вообще, я считаю, что попытка вытащить из оценок какие-то тонкие свойства заведомо безнадёжна: приводили уже тут в пример соло левелинг, который по оценке лучше первых двух сезонов так же приведённой тут романтической комедии. Были бы все смотрящие аниме люди одинаковы, с одинаковым распределением оценок, ещё и одинаковыми предпочтениями — можно было бы о чём-то говорить. А так... увы, мир устроен несколько сложнее. И раз уж в анализ данных у нас тут, как я понимаю, закапываться не собирается — особого смысла переливать из пустого в порожнее нет, всё равно ни к чему не придём.
@fedynskix,@Tml,@каркуша@d1_, На практике с продолжениями возникает простейшее искажение при оценке: люди, которым понравился первый сезон, последующие не смотрят и не оценивают, а смотрят и оценивают только те, кому понравился, поэтому оценка растёт за счёт отсеивания инакомыслящих.@d1_@d1_@d1_Простой, кстати, пример к падению оценки со временем: вот это вот явление порядка недели, если не больше, имело средний балл порядка 9,5, занимая первое место в списке самых высокооценённых. Балл к текущему моменту увидеть нетрудно, падение как раз больше, чем упомянутые на таком уровне 0,3.
@fedynskix, не заметил поначалу ваш комментарий, но это тоже скорее всего правда, отсеивающийся негатив определённо влияет на оценку. Что, впрочем, как мне кажется, выступает лишь лишним подтверждением того, что средний балл это что-то из серии средней температуры по больнице — какая-то информация, да, но просто брать её за ключевую метрику может быть довольно опасно.